Сегодня пятница, 03.04.2020: публикаций: 608
Мероприятия. Опубликовано 14.06.2019 15:53  Просмотров всего: 896; сегодня: 1.

Ирония помогла роботу понравиться людям

Роботов можно научить выражать иронию, таким образом они могут повышать свою привлекательность в глазах людей, выяснили немецкие ученые, сообщает N+1. Они научили робота произносить ироничные реплики в ответ на слова человека, а также сопровождать их мимикой. Исследование было представлено на конференции Aamas 2019.

Взаимодействие человека с роботами (Human-robot interaction, HRI) — одна из важнейших областей современной робототехники. Специалисты в этой сфере изучают особенности восприятия роботов людьми, а также работают над тем, чтобы с помощью программного и аппаратного обеспечения сделать роботов более привлекательными, вызывающими доверие, безопасными. К примеру, в прошлом году американские ученые провели большое исследование, в котором они определили наиболее характерные черты лица современных роботов, а также выяснили, какие из них наиболее критичны для создания дружелюбного робота. Кроме пассивных особенностей, таких как черты лица и общая конструкция, людям также крайне важны поведенческие факторы, особенно манера разговора.

Исследователи из Университета Аугсбурга под руководством Элизабет Андре (Elisabeth Andre) научили робота выражать иронию в разговоре, причем как с помощью самой речи, так и с помощью мимики. Авторы работы воспользовались уже существующим роботом Reeti. Он имеет статичный корпус с подвижной головой и лицом, способным к мимике: с двигающимся ртом, глазами, веками и ушами. Кроме того, на щеках у робота есть светодиоды, но исследователи не использовали их в своей работе.

Работа алгоритма устроена следующим образом. Сначала робот получает фразу от человека. В экспериментах авторы использовали не систему распознавания речи, а живого оператора, вводящего текст вручную. После этого алгоритм обработки естественного языка анализирует фразу человека и ищет в ней слова, имеющие антонимы. Если же антонимы подобрать не удается, система инвертирует главный глагол в предложении, добавляя к нему слово «нет» или подобное.

Кроме того, алгоритм добавляет в новое предложение слова с преувеличивающим, преуменьшающим, а также ярким позитивным или негативным значением, например, «Супер!» или «Едва». Помимо использования самих слов в предложении робот также выражает иронию, акцентируя внимание на некоторых ключевых словах с помощью ударения и интонации. Наконец, помимо работы над речью алгоритм также составляет список мимических движений, помогающих выразить иронию, это, например, улыбка или взгляд в сторону.

Исследователи проверили свою разработку на 12 добровольцах, которые общались с роботом на простые темы, а затем оценивали его ответы по нескольким критериям. Все добровольцы общались с двум идентичными роботами, один из которых давал ироничные ответы, а другой - обычные. Анализ результатов показал, что люди в целом оценивали робота с ироничным поведением как более привлекательного, хотя статистически значимые различия они обнаружили только для метрики, отражающей, насколько робот соответствует стремлению человека к саморазвитию (Hedonic quality stimulation, HQS). Также статистически значимые различия были в оценке иронии и юмора робота.

Григорий Копиев.


Ирония помогла роботу понравиться людям


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 3950 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Поделиться:
Ваше мнение
Как пандемия коронавируса сейчас реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос